?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

розовых пряников, шишек золотых!...


Я начала писать этот пост  дней  десять назад, но последние предрождественские  дни  завертели и закрутили... Но  так как у нашего  человека  елка   - это  все еще  больше про Новогоднюю ночь,,  а  рождество -  это  так и вообще - в  следующем  году,  надеюсь, что   этот историко-ботанический опус     вы  увидите  вовремя:)

Несколько дней назад  ,  наряжая    нашу  елку,  я  рассказавыала  сыну о  своих  детских воспомонаниях  этого  момента  -   как  я ждала, как  с  нетерпением просила  маму  достать коробки с  антресолей пораньше,,    и  думаю,  что в  этом  ритуале  для  меня  было  столько  волшебства  и  священнодействия, как ни  в каких  других.
И ведь правда, украшение  священых  деревьев -  древняя традиция, и  остается  только  догадываться, каким образом  ее  сакральность умудряется  сохраняться,  невзирая  а де-сакрализацию, коммерциализацию  и  же  с ними:)

Ниже -   пересказ  очередной  главы  из  этноботанического  труда Pagan Chtistmas

Елочные  украшения

"Как прекрасна  елка , что  стоит  перед нами , с  верхушкой, украшенной  фигуркой ангела.  Она  символизирует  родовое  древо  Христа,  в котором  Госопдь  наш венчает  его  верхушку. Как  ярко  светят  ее огни! Они   выражащт  просветление, которое приходит к людям через  Рождество  Христово. Как соблазнительны красные  яблоки,  Они  словно  смеются! Они напоминают  нам изгнание из Рая..."
Фридрих Ницше, Автобиография  с 1856 по 1869  год.



Современные  люди  украшают рождественскую   елку  с чисто  декоративной точки зрения.  Как и  в  случае с  другими  старинными традициями,  мы не очень много  знаем о ее происхождении ,  чем  на  самом  деле  мы занимаемся, украшая  елку – по  сути,  нас эти  не  сильно беспокоит.  Имеет  значение  только то, чтобы  елка  была красивой,  и чтобы  цвета  сочетались  с декором интерьера.  Но украшение  деревьев  это  многовековая  традиция, распространенная по  всему  миру. Везде – в шаманском мире,  в языческих  культурах,  и в религиозных обрядах – священные деревью украшаются кусочками  ткани,   образами святых, или жертвоприношениями.



В  христианстве  украшение  дерева  уходит  корнями  в старые  празднования  зимнего  праздника: «В  сочельник  желали  стимулировать плодородие  деревьев   и поэтому отдавали остатки с праздничного стола дереву, и даже помещали  вышечку на  ветви» (Spamer  1937, 16). Шаманы в Гималаях украшали кусты можжевельника красными  и белыми кусочками ткани.  Плиний (23-79 г. н.э.) писал о  языческом поклонении деревьям: « Леса  были храмом высших  сил, ,  и  до сих пор прекрасное  дерево посвяшается  богу, по  древним крестьянским традициям ( Плиний Стрший XII, 3) . В  тот  же время, что и Плиний,  римский  историк Тацит (55-120г.  н.э.) ознакомился  с  традициями  германских племен ,  живущих  среди лесов.  Как и Плиний, он отмечает, что  эти «варвары» поклонялись природе  в священных  рощах:  « Они считают неприемлемым заключать богов  в  стенах  и  та или иначе наделять их человеческими лицам.  Они посвящают  богам   рощи и поляны, и призывают их их  божественным именем, так, что только посвященные могут  видеть их   в  состоянии  благоговения и трепета ( Тацит, Германия, IX).

Как  и американские индейцы,  древние  германцы  знали, что Великий Дух находится во  всех  творениях природы, и они почитали  эту  стихийную основу  жизни. Дремучие  леса  были уничтожены и разграблены   в  греко-романскую эпоху для  строительста  домов  и  войн. «В  своих  амбициях построить цивилизацию,  греки  и  римляне  бездумно лишили  лесов все  Средиземноморье. Уже в  4  веке  Платон  сентиментально  вспоминал  то  время  когда  громадные  территории  Аттики все  еще  были покрыты  лесами. ( Погуе  1992,75)
В 4м веке, император  Феодосий Великий  запретил языческие  ритуалы,  а  особенно  обрады украшения священных деревьев:  Если  кто-то сжигает  благовония  перед рукотворными идолами,  тот  будетпроклят,  если  человек  поклоняется идолам, украшая деревья лентами  или если он ставит алтарь  под открырым небом – он  виновен  в святотятстве ...(цит. Ин Филипетти, 1979,30).,

Тем не менее, традиция  выжила и сохранилась до наших  дней,  даже  если   символическое  значение  украшения как  ритуала призывания плодородия  оказалась  забыта.



И в  тоже  время – украшения  рождественской  елки -  целиком и полностью об этом.
Выбор праздничных украшений  для  елки  нынче – популярное  хобби. В 19м веке ,  стеклянные  шары  и деревянные  фигурки произвидились на мануфактурах  в бедных областях Германии,  Таких  как Эрцебирге и  Тюрингский лес  в  Восточной Германии,  а  также  в яжной  части Баварии, обеспечивая  выживание  целых регионов.  Сейчас  рождественский романтизм обеспечивает  выживание  целых торговых сетей  и международных  производителей, перемествиших производство  в  страны Азии,  где  труд  намного дешевле.  Но изобилиe рождествнских  товаров, от  произведений искусства  до китча, от  фольклора  до попсы – не  является предметом нашего  внимания.

Давайте   остановимся   на  природных  украшениях  елки, которые пришли к нам из  царства растений. Человеческое воображение не  знает пределов, когда речь заходит об украшении  рождественского дерева,  венков и  стола  ждрыми дарами природы, привезенными издалека, или растущими по соседству.

  • Мухоморы,  об их шаманском происхождении  и  значении  как талисмана  удачи на  рождество и новый  год,   стоит поговорить отдельно.  Мухоморы охотнее  всего растут под  березами и  елками. Однако настоящие мухоморы  никогда не используются  в украшении елки,  только имитации  из  высушенных  материалов.


  • Яблоки.   Настоящие  красные яблоки или их имитации сделанные  из  блестящей красной и золотой  бумаги -  были  символом  плодородия  во  все  века. В контексте  христианства ,  как плод  жизни,  яблоки ассоциировались  с  райским деревом.  Бледный  бочок  яблока,  та, что не  была на  свету,  считалась умирающим , угасающим;  Красный  бочок -  живым и растущим. В позднем  средневековье, похоже  все  цветушие и плодоносящие деревья  считались  яблонями,  если  верить словам епископа Бамбергского. Так как  яблоки не  зранятся  долго,, позже их место заняло  стеклянныже  елочные  шары.


  • Елочные шары, отражают  яркий свет  свечей и  предполагается -  приумножают  удачу,  благополучие и  плодородие. Тюрингия,  известная  стеклодувными мастерскими,  привнесла особое  изобилие   разноцветных  шаров. Эти  сверкающие   творения всевозможных  цветов и  форм  служат  современными  заменителями природных  символов плодородия.


  • Гранаты, апельсины, супеные  апельсиновые  дольки  и лимоны в Средиземноморье  служили как  и яблоки,  символами плодородия, но  не  использовались  столь же  часто как  украшения  деревьев. В  родном климате  они  являются самыми первыми  фруктами  года, так что их они призывают хороший  урожай  будущего  года.


  • Орехи – например,  лещина,  всегда рассматривались как символ жизни и плодородия. В  зимнее  время  орехи помоглаи  выживать в периоды  сильных  холодов  и ограничений, ведь орехи  легко х ранить и они  богаты  жирами, минреалами и  витаминами.  Германские   народы  посвящали орехи Идунн( Идуна) богине, воплощающей  зелень  растений.  Примерно в 400 г.н.э.  Августин  придал им значение ,  связанное  с  Христом: « Как  символ  Христа,  скорлупа это  плость  христова,  познавшая  Страсти и  испытания,  а  сердцевина – это сладостная  суть бога, дающего пищу, и через  масло  свое  дает он свет,  скорлупа это  дерево креста (Vossen 1985,102).  Лесные орехи с приклееными перышками, вешались на  елку и  символизировали  ангелочков.


  • Грецкий орех   в  древности  считался священным деревом, посвященным Дионису и  Артемиде, Каратиде,  доклассической  богине  орехового дерева (Karya – означает  грецкий орех) и позже  стал  считася  эротической  ипостасью  Артемиды. Грецкие  орехи также  ассоциировались с  Юпитером.  Грецкие орехи  были не  только символом плодородия , но и бессмертия. В  дополнение к использованию  грецких орехов  в качестве  украшения  дерева,   Германские племена  также клали  грецкие орехи  в могилы   во  время погребения.


  • Мишура ( бумажные ленточки, золотая фольга,  золотые орехи, яблоки из  золоченой  гольги,  розочки феечки, инуми словами  - все эти  блестяшки, МИШУРА!!) :  эти  вещи  - не  только напоминание о  сверкающем снеге, сосульках, сиянии ангельских  волос, но также  напоминание о  вековой традиции украшения священных деревьев металлическими пластинами, монетами,  кусочками одежды. Золотые, блестящие  предметы  считались  обладающими магией, которая может отпугнуть демонов,  и они обещали   здоровье и чистоту.


  • Фигурные хлеб и печенье  всех  видов,  часто декорируются в соответствии с  рождественскими мотивами – Св, Никола, ангелы, младенц Иисус. Мирские мотивы  также популярны – щелкунчики, лошадки,  звезды, деревья, солнышки итд. Украшать деревья   выпечкой – очень древняя традиция. Древние греки верили, что  хлеб с благословением приносит удачу


  • Springerle,  анисовые печеньки,  твердые и  зрустящие, покрытые  глазурью. Их название («маленькие прыгуны» )  возходит,  возможно  , к амулетам, которые  использовались, чтобы  защитиься от  Дикой Охоты. В некоторыз  регионах  Германии хлеб,  испеченный в рождественское время,   считался  магическим.


  • Сахарные  колеса (Sugarwheels) – шоколадные  бисквиты и  сладости  завернутые  в блестящую обертку, с ленточками, чтобы их было можно подвесить  на  елку -   стали использоваться  вслед  за  фигурным  хлебом  в 18м веке.  Сахар  был не только  символом изобилия, но также  и  символом  милосердия  бога.


  • Маковые  коробочки и шишки (позолоченные и натуральные) -  тоже  древние   символы плодородия из-за многочисленых  семян , которые они содержат. Высупенные, они могут  храниться  сколько угодно, и следовательно,  тоже  отсылают к идее вечной  жизни  и  воскресения в  христианстве.  Для древних  грекох , маковое коробочки  и зерно  были  атрибутами  богини плодородия  Деметры, чье  благословение обеспечивало  хороший  урожай.

 

  • Соломенные  звезды стали популярны относительно недавно.  Но многие, кто поддался  увлечению  соломенными  звездами в  50х  годах  20 века, могут  не знать, что  использование этого материала  восходит  к древним  земледельческим культам  и  ритуалам   воскресения,  где использовались  соломенные  фигуры. Один из  таких  ритуал ,так называемый  «вынос мертвого» (todasutragen)описывается  фольклористом  К.Риттер вон Пергер в 1864 году: Елку,   связанную соломенными цепями  носили  во время поста с  целью  защитить  живущих  в  течение  всего  года.


  • Свечи, сделанные из твердого  жира,  предположительно  этрусского или старо-италиьянского происхождения, играли  центральную роль  в почитании богов и  богинь, а также в погребальных обрядах. Во время Сатурналий,  свечами и  глинянными  фигурками( «огни  жизни»  и «глиняные  человечки» )  обменивались в качестве подарков. Свет свечи  символизирует   возврашение  солнца и  света  жизни. Христианство позаимствовало эту  традицию, особенно  на  Cnadlemas , 2  февраля,  40  дней после  рождения  Сына  Божьего. «Многим извествна  сияющая  красота  серебра и золота,  еще  более  яркий блеск  драгоценных камней, Но ничто не сравнится  с красотой и  яркостью свечи» - писал  физик  Михаил Фарадей в  своей лекции для учеников. В  дополнение  к  свечам из пчелиного  воска ,  и продуктам  из парафина и стеарина ,  использовался  еще один природный материал – растительный  воск до конца  15го века  налог  на  воск  был одним  из  налогом  для  верующих,   за  счет которого покупался  воск  для литургических  свечей.    И конечно,  с появлением электричества,  на  смену  свечам пришли  электрические  гирлянды.



Я , когда писала -  вспоминала, что многое  из  перечисленного   всегда  было у нас  на  елке, в  натуральном  виде, или  стилизованнное,   а у  вас?

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Witold Riedel